ПРОГИМНАЗИЯ  №133
Мы всегда Вам рады!
Главная   Контакты

 








ССылка

HTTPS://CLOUD.MAIL.RU/PUBLIC/L5SG/AF2TFDSHS

Пояснительная записка.

 Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

Программа коррекционной работы направлена на:

·        преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

·        овладение навыками адаптации учащихся к социуму;

·        психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;

·        развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

·        выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям;

·        возможность освоения детьми с ОВЗ Основной образовательной  программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Программа коррекционной работы должна содержать:

·        перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;

·        систему комплексного психолого-медико-педагогического сопро-вождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, а также  описание специальных условий обучения и воспитания таких детей;

·        механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей и других специалистов в области в области коррекционной педагогики;

·        планируемые результаты коррекционной работы.

 

Цель и задачи программы

Цель: обеспечение коррекции недостатков в физическом и  психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении  Основной образовательной программы.

Задачи:

·        создание условий для развития сохранных функций;

·        формирование положительной мотивации к обучению;

·        повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

·        коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;

·        формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

·        воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

 

Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий.

На фоне сегодняшней социокультурной ситуации проблема коррекции в развитии детей является предметом повышен­ного внимания. Процесс сопровождения ребенка начинается с момента фиксации проблемы и завершается тогда, когда она оказы­вается решенной. Наблюдается противоречие между возрастающей потребностью образовательных учреждений в дифференциации и индивидуализации процесса обучения в связи с нарастанием нарушений физического и психического развития и увеличением числа детей, которым требуется педагогическая поддержка, и слабостью существующих форм помощи детям с задержкой психического развития, обучающимся в общеобразовательной школе.

 При этом важным является не только коррекция, но и профилактика и предупреждение любых отклонений в здоровье. Коррекционно-педагогическая работа занимает центральное положение в системе образования детей с нарушениямиразвития. Одним из сложных этапов коррекционной работы является коррекция недостатков учебной деятельности. В школе сложилась система работы по данному направлению.

Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с ОВЗ стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.

Предметом проектирования программы коррекционной работы является создание комплекса условий (средств, механизмов) для повышения эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ. К числу основных условий относятся:

        введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;

        интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомо-комплексы;

        разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, обучающе-образовательных, коррекционных, реабилитации-онных);

        объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ОВЗ;

        расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детям и родителям;

        развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-медицинские работники.

 

Практическая работа по реализации программы коррекционной работы предполагает: повышение уровня медико-психолого-педагогической компетент-ности психологов, педагогов, родителей; разработку новых педагогических технологий, учитывающих особенности детей с ограниченными возможностями здоровья ; координацию деятельности медицинских и образовательных учреждений по осуществлению комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения. Программа коррекционной работы позволяет педагогам обеспечить возможность оптимального применения методов и приемов коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуально-типологических особенностей детей.

Теоретико-методологическими основаниями программы коррекционной работы является взаимосвязь трёх подходов:

        нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;

        комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогичес-ких знаний о ребёнке;

        междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределённую деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка, отражающую, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).

Структура и содержание программы коррекционной работы

Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический и теоретическое обоснование выбранного способа решения проблемы.

Для эффективной организации работы имеются определенные теоретические предпосылки. Теоретическую основу  составляют положения о неразрывном единстве человека и общества, ведущей роли деятельности в развитии и формировании человека, о личности как субъекте познавательной деятельности. Методология деятельности базируется на фундаментальном теоретическом положении о соотношении обучения и развития (Л. С.Выготский), на теории деятельности, разработанной в трудах отечественных психологов (А, Н.Леонтьева, П. Я.Гальперина), на теории общей обучаемости и учебной деятельности (Н. А. Менчинская, З. И.Калмыкова), на исследованиях клинико-физиологических и психолого-педагогических особенностях детей с задержкой психического развития (М. С.Певзнер, Т. А. Власова, В. И. Лубовский и др.), на концепции коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях (Н. Н.Малофеев, С. Г.Шевченко).

В настоящее время в коррекционно-развивающем обучении

все шире используются нейропсихологические подходы, что позволило нам сформулировать задачи, отобрать содержание, методы и приемы в работе с учащимися на основе факторного, а не симптоматического анализа проблем в обучении. Это делает коррекционную работу не только более эффективной, но и развивающей.

Изучив вышеперечисленные работы,  определили причины, вызывающие трудности в обучении детей с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающими учащимся; выявили характер затруднений при овладении письмом учащимися с задержкой психического развития, обусловленный с одной стороны, неподготовленностью устной речевой базы, с другой – недостаточным уровнем развития операциональных и функциональных компонентов письменной речи; познавательной деятельности.

         Причины неуспеваемости  разбили на четыре группы:

1.                Социальные(асоциальный характер семьи, формализм родителей в воспитании ребенка, конфликтные отношения в семье).

2.                Педагогические (неэффективность педагогических приемов и методов, используемых учителем, неприязнь учителя, педагогическая запущенность).

3.                Психологические (недостатки познавательной деятельности, недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

 4.  Личностные (особенности нервной системы, терты характера, состояние здоровья восприятие. Уровень самооценки).

Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого-педагогическогосо провождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.

В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождениепонимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

В основе сопровождения лежит единство четырёх функций:диагностика сущности возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях её решения; консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощь на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребёнка в образовательном учреждении являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребёнка»); непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Основная цель сопровождения оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учёбе; решение личностных проблем развития ребёнка; формирование здорового образа жизни.

Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интересов ребёнка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.

Диагностико-консультативный модульсоставляют программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативная деятельность.

В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами.

Запрос психологу с целью исследования уровня развития:

Мышления (образное, наглядно-образное; выполнение логических операций; интеллектуальный потенциал);

Памяти (смысловая, механическая, зрительная, слуховая).

Исследование быстроты и гибкости мышления

Запрос педиатру (через индивидуальные карты изучаются физические показатели, патологии, заболевания, влияющие на психологические процессы и формирование знаний, умений, навыков).

Запросы родителям: проводятся через анкетирование, индивидуальные беседы. Исследуются взаимоотношения в семье, положение ребенка в семье, отношения со сверстниками и взрослыми.

Анализ поступивших сведений. Все сведения, поступившие на запрос учителя, заносятся либо в сводную таблицу, либо в специально отведенную тетрадь, которая отражает в себе все вышеперечисленные параметры. (В тетрадь заносить все сведения, поступающие на ученика; корректировка сведений, отслеживания развития.)

Изучение литературы, развитие собственных знаний. Для того чтобы составить индивидуальные программы развития учащихся и рабочую программу развития класса, необходима помощь методической и научной литературы по данной проблеме, опора на уже имеющиеся, опыт коллег по работе.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других – формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д.  Составляется сводная таблица  медико-психолого-педагогического изучения ребёнка (табл. 50).

Таблица 50

Направления и задачи коррекционной работы

Изучение

ребенка

Содержание работы

Где и кем выполняется

работа

 

 

Медицинское

Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды.

Физическое состояние учащегося. Изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Утомляемость. Состояние анализаторов.

Школьный медицинский работник, педагог.

 

 

Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. (педагог). Обследование ребенка врачом. Беседа врача с родителями.

 

 

Психолого-логопедичес-кое

Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.

Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность.

Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное.

Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания. Индивидуальные особенности. Моторика. Речь.

Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время. (учитель).

Специальный эксперимент. (психолог).

Беседы с ребенком, с родителями.

Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время.

Изучение письменных работ (учитель). Специальный эксперимент (логопед).

 

 

 

 

Социально-педагогичес-кое

 

Семья ребенка. Состав семьи. Условия воспитания.

Умение учиться. Организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом.

Мотивы учебной деятельности. Прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.

Эмоционально-волевая сфера. Преобладание настроения ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма.

Особенности личности, интересы, потребности, идеалы, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Поведение. Уровень притязаний и самооценка.

Посещение семьи ребенка. (учитель, соц. педагог).

Наблюдения во время занятий. Изучение работ ученика (педагог).

Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель).

 

Беседа с родителями и учителями- предметниками.

 

Специальный эксперимент (педагог, психолог).

 

Анкета для родителей и учителей.

 

Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности.

 

 



[1] См. Разрабатываем разделы основной образовательной программы общеобразовательного учреждения: Часть 2. Программа духовно-нравственного развития , воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: методические рекомендации/под редакцией М.И. Солодковой, А.В. Ильиной. – Челябинск, «ПОЛИГРАФ – Мастер», 2011. – 66 с.

Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

·        наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

·        поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

·        составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка;

·        составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

·        контроль  успеваемости и поведения учащихся в классе;

·        формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;

·        ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);

·        организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

 

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

·        формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

·        обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

·        побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью  детей;

·        установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

·        использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

·        максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

·        разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

·        использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

 

Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Принцип системностикоррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.

1.  Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).

2.  Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление  способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из двух-трех обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.

Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель во внеурочное время. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог, либо дети находятся на занятиях по внеурочной деятельности. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа в часы индивидуальных и групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить таблицу умножения), сколько создание условий для  развития ребенка.

Учет индивидуальных занятий осуществляется в классном журнале (при отсутствии страниц – в приложении к нему) так же, как по любому учебному предмету. На одной стороне заполняется список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий и присутствующие ученики, на другой – содержание (тема) занятия с каждым учеником (группой) в отдельности (с указанием фамилии или порядкового номера по списку).

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы. Дети, успешно справляющиеся с программой, освобождаются от посещения коррекционно-развивающих занятий.

Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.

Модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, проведение индивидуальных лечебно-профилактических действий, в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, посещение бассейна, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию, специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании, использование здоровье сберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности).

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.

1. Программы повышения профессиональной компетентности педагогов. Педагог должен быть знаком с особенностями развития данной неоднородной группы детей. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем,  грамотно поставить вопрос перед психологами-консультантами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей-предметников и родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими нарушения. Педагог под руководством психолога может провести диагностику, используя несложные методики. Подготовка педагогов возможна на курсах повышения квалификации на семинарах-практикумах, курсах переподготовки по направлению «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

2. Психотерапевтическая работа с семьей. Цель – повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, на родительских собраниях.

Реализация индивидуального образовательного маршрута требует постоянного отслеживания направления развития детей, что делает необходимым разработку системы начальной, текущей и итоговой диагностики по годам обучения.

Планируемые результаты коррекционной работы

1.      Развивать навыки самообслуживания.

2.      Учиться выполнять социальные роли и соблюдать связанные с ними нормы поведения.

3.      Тренировать все функции (восприятие, коммуникация, навыки грубой и тонкой моторики) облегчающие ему познание мира и функционирование в нем.

Критерии оценки ожидаемых результатов

1.      Достижение наилучших для данных условий результатов.

2.      Повышение уровня реальных возможностей каждого ребенка с дальнейшей ориентацией на формы продолжения образования.

3.      Длительность сохранения учащимися умственной работоспособности.

Обеспечение условий коррекции недостатков учебной деятельности.

Диагностический инструментарий

1.                Анкетирование родителей, педагогов.

2.                Диагностика УУД учащихся.

3.                Диагностика работоспособности, мотивации обучающихся.

4.                Диагностика определения степени помощи.

5.                Промежуточная диагностика (изменение результатов)

Уровни обучаемости

I уровень учебной деятельности – общекультурный, демонстрирует ученик, который понимает основные положения курса, умеет объяснить правило, может применить его по образцу, отвечает на вопросы репродуктивного уровня.

II уровень – прикладной – требует от ученика, кроме перечисленного, также выполнения заданий в измененной ситуации, умения демонстрировать понимание системности(взаимосвязи) понятийного аппарата темы, курса, не выходя за ее рамки.

III уровень – творческий – демонстрируют дети, способные решать проблемы, выходящие за рамки курса, самостоятельно выбирать цели и программу действий.                                                       

 

 

 ассов (по 1 часу в неделю) на основании изучения запроса родителей и в целях осуществления преемственности, т.к. 70%-80% учащихся продолжают обучение  в лицеях и гимназиях г. Челябинска.

 РАЗДЕЛ 3.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

 

3.1.1  Перспективный учебный план начального общего образования

муниципального бюджетного  образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии № 133

на 2011- 2015  уч.год.

            Учебный план МБОУ прогимназии № 133  реализует программы общего начального образования (4-летний срок обучения.)  и  обеспечивает выполнение гигиенических  требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».

            Учебный план МБОУ прогимназии №133,  реализующий Основную образовательную программу начального общего образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 377), определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам, отражает особенности основных  образовательных программ начального  общего образования, реализующихся в прогимназии.

           Основываясь на специфике образовательного учреждения (работа с учащимися, опережающими сверстников по уровню интеллектуального развития), выбрана образовательная программа «Система Б.Д. Эльконина - В.В. Давыдова».

Основание выбора:

·        преемственность программы Л.А. Венгера  «Одаренный ребенок», реализуемой в дошкольном отделении;

·        система развивающего обучения дает возможность учащимся  после окончания начальной школы  поступить в любое образовательное учреждение города.

         

Для детей, проживающих  в микрорайоне,  реализуется  программа «Школа России»

Основание выбора:

·              для осуществления преемственности, т.к. дети поступают  в  муниципальные

       учреждения микрорайона.

             Цель: предоставить каждому ребёнку  права в получении общего  начального образования   на основе дифференциации обучения.

 Задачи:

Удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, родителей, социума, целей и задач учебно-воспитательного процесса:

- гарантированные знания опорного учебного материала на уровне требований  федерального  государственного образовательного  стандарта;

- формирование общей культуры: духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности обучающихся, обеспечение их эмоционального  благополучия;

- развитие творческих способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранение и поддержка  индивидуальности каждого ребенка;

- предоставление  каждому ребенку опыта и средств ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.

      

            Обязательная часть  учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации основной образовательной программы начального общего образования  и учебное время,  отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

            Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования, отражающих требования ФГОС НОО:

- формирование гражданской  позиции обучающихся;

- приобщение к общекультурным и национальным ценностям,

-  приобщение  к  информационным технологиям; 

- готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

- личностное развитие обучающихся   в соответствии  с  его индивидуальностью.

           В соответствии с пунктом 19.3  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г.№ 373)  в учебном плане для 1- 4  классов,  в обязательной части учебного плана  представлены предметные  области, которые конкретизируются учебными предметами:

№ п/п

Предметные области

                Учебные предметы

1.

Филология

- русский язык

- литературное чтение

-английский язык

2

Математика и информатика

- математика

 

3

Обществознание и
естествознание

окружающий мир

 

4.

Основы религиозных культур и светской этики

- Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры, основы мировых религиозных культур)

5.

Искусство

- изобразительное искусство
- музыка

6.

Технология

- технология

7.

Физическая  культура

- физическая культура

 

 

 

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей

№ п/п

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

1.

Филология

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке   как   основе   национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных   умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

 

 

2.

Математика и информатика

Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

3.

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Формирование уважительного отношения к семье, населенному   пункту,  региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.  Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего   места   в   нем.   Формирование   модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

4.

Основы религиозных культур и светской этики

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

5.

Искусство

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

6.

Технология

Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыт практической преобразовательной деятельности.

7.

Физическая

культура

Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки  на сохранение  и  укрепление  здоровья,  навыков здорового и безопасного образа жизни.

 

         В соответствии  с требованиями федерального  базисного учебного плана   установлена         продолжительность учебного года:  в 1 классе — 33  недели, во 2-4 классах 34 недели.

         Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определены в соответствии с действующими санитарными нормами  СанПиН  2.4.2.2821-10.

Максимальная нагрузка учащихся 1-ых классах - 21 час в неделю (при  5-ти дневной учебной неделе), во  2-4 классах- 26 часов в неделю  (при 6-дневной учебной неделе).

                 Объем максимальной допустимой нагрузки для обучающихся  1-ых классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. В течение всего учебного года обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

         В первом полугодии первого класса используется «ступенчатый» режим» обучения (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре- по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май- по 4 урока по 45 минут каждый).

         В середине учебного дня для первоклассников организуется динамическая пауза продолжительностью 40 минут.

          В соответствии  с  СанПиН 2.4.2.2821-10  п.10.10. обеспечивается организация адаптационного периода сроком до 10 дней. Для адаптации детей к школе проводится  курс «Введение в школьную жизнь» Программа адаптации детей к школьной жизни» авторы Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова.

   

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и запроса  родителей.

           В 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует.

           Во 2- 3 их классах вводится предмет  детская риторика – по 1 часу в неделю, с целью развития способности свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной  форме.

         Во 2-3 классах  вводится предмет  «Информатика и ИКТ» (по 1 часу в неделю)  на основании изучения запроса родителей и в целях осуществления преемственности, т.к. 70%-80% учащихся продолжают обучение  в лицеях  и гимназиях г. Челябинска

Индивидуально – групповые занятия

Индивидуально – групповые занятия

    Основные задачи курса

Классы

«Занимательный русский язык»

Воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь; подготовка детей к участию в олимпиадах по русскому языку.

2а, 2б, 3а, 3б.

 

Перспективный учебный  план   МБОУ  прогимназии  № 133   на  2014 – 2015  учебный  год

(НАЧАЛЬНОЕ  ОБЩЕЕ  ОБРАЗОВАНИЕ)

 

Предметные области

Учебные

предметы

                    Классы

I

II

III

IY

Всего

1.Филология

 

Русский  язык

165

170

170

170

675

Литературное чтение

132

136

136

119

523

Иностранный язык

0

68

68

68

204

2. Математика и информатика

Математика

132

136

136

136

540

3. Обществознание и естествознание

Окружающий мир

66

68

68

68

270

5 Основы религиозных культур и светской этики

 Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

34

34

4. Искусство

Изобразительное искусство

33

34

34

34

135

 

Музыка

33

34

34

34

135

5. Технология

Технология

33

34

34

34

135

6. Физическая культура

Физическая культура

99

102

102

102

405

Предельно допустимая аудиторская учебная нагрузка (при 5-ти дневной учебной неделе)

693

782

     782

782

3039

Часть, формируемая участниками образовательного процесса  (при 6-ти дневной учебной неделе)

-

102

102

102

306

Предельно допустимая аудиторская учебная нагрузка (при 6-ти дневной учебной неделе)

-

884

884

884


Текущий  учебный план начального общего образования

муниципального бюджетного  образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии № 133

на 2013-2014 учебный год

            Учебный план МБОУ прогимназии № 133  реализует программы общего начального образования (4-летний срок обучения.)  и  обеспечивает выполнение гигиенических  требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».

            Учебный план МБОУ прогимназии №133,  реализующий Основную образовательную программу начального общего образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 377),  определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам, отражает особенности основных  образовательных программ начального  общего образования, реализующихся в прогимназии.

          Основываясь на специфике образовательного учреждения (работа с учащимися, опережающими сверстников по уровню интеллектуального развития), выбрана образовательная программа «Система Б.Д. Эльконина - В.В. Давыдова».

Основание выбора:

·        преемственность программы Л.А. Венгера  «Одаренный ребенок», реализуемой в дошкольном отделении;

·        система развивающего обучения дает возможность учащимся  после окончания начальной школы  поступить в любое образовательное учреждение города.

 

         Для детей, проживающих в микрорайоне,  реализуется  программа «Школа России»

Основание выбора:

·              для осуществления преемственности, т.к. дети поступают  в  муниципальные

       учреждения микрорайона.

        Цель: предоставить каждому ребёнку  права в получении общего  начального образования   на основе дифференциации обучения.

  Задачи:

Удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, родителей, социума, целей и задач учебно-воспитательного процесса:

- гарантированные знания опорного учебного материала на уровне требований  федерального  государственного образовательного  стандарта;

- формирование общей культуры: духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности обучающихся, обеспечение их эмоционального  благополучия;

- развитие творческих способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранение и поддержка  индивидуальности каждого ребенка;

- предоставление  каждому ребенку опыта и средств ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.

                  Обязательная часть  учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации основной образовательной программы начального общего образования  и учебное время,  отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

            Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования, отражающих требования ФГОС НОО:

- формирование гражданской  позиции обучающихся;

- приобщение к общекультурным и национальным ценностям,

-  приобщение  к  информационным технологиям; 

- готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

- личностное развитие обучающихся   в соответствии  с  его индивидуальностью.

           В соответствии с пунктом 19.3  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г.№ 373)  в учебном плане для 1- 4  классов,  в обязательной части учебного плана  представлены предметные  области, которые конкретизируются учебными предметами: 

№ п/п

Предметные области

                Учебные предметы

1.

Филология

- русский язык

- литературное чтение

-английский язык

2

Математика и информатика

- математика

 

3

Обществознание и
естествознание (Окружающий мир)

окружающий мир

 

4.

Искусство

- изобразительное искусство
- музыка

5.

Технология

- технология

  6.

Физическая  культура

- физическая культура

 

 

           Предмет «Информатика и ИКТ» включен в учебный план  2- 3 их кл

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей

№ п/п

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

1.

Филология

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке   как   основе   национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных   умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. 

2.

Математика и информатика

Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

3.

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Формирование уважительного отношения к семье, населенному   пункту,  региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.  Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего   места   в   нем.   Формирование   модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

4.

Основы религиозных культур и светской этики

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

5.

Искусство

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

6.

Технология

Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыт практической преобразовательной деятельности.

7.

Физическая

культура

Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки  на сохранение  и  укрепление  здоровья,  навыков здорового и безопасного образа жизни.

          В соответствии  с требованиями федерального  базисного учебного плана   установлена         продолжительность учебного года:  в 1 классе — 33  недели, во 2-4 классах 34 недели.

          Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определены в соответствии с действующими санитарными нормами  СанПиН  2.4.2.2821-10.

Максимальная нагрузка учащихся 1-ых классах - 21 час в неделю (при  5-ти дневной учебной неделе), во  2-4 классах- 26 часов в неделю  (при 6-дневной учебной неделе).

                Объем максимальной допустимой нагрузки для обучающихся  1-ых классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. В течение всего учебного года обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

         В первом полугодии первого класса используется «ступенчатый» режим» обучения (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре- по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май- по 4 урока по 45 минут каждый).

         В середине учебного дня для первоклассников организуется динамическая пауза продолжительностью 40 минут.

          В соответствии  с  СанПиН 2.4.2.2821-10  п.10.10. обеспечивается организация адаптационного периода сроком до 10 дней. Для адаптации детей к школе проводится  курс «Введение в школьную жизнь» Программа адаптации детей к школьной жизни» авторы Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова.

       

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и запроса  родителей.

           В 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует.

           Во 2-3 -их классах вводится предмет  детская риторика – по 1 часу в неделю, с целью развития способности свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной  форме.

         Во 2-3 классах введен  предмет «Информатика и ИКТ»  (по 1 часу в неделю)  на основании изучения запроса родителей и в целях осуществления преемственности, т.к. 70%-80% учащихся продолжают обучение  в лицеях  и гимназиях г. Челябинска

 Индивидуально- групповые занятия

Индивидуально – групповые занятия

 

    Основные задачи курса

Классы

«Занимательный русский язык»

Воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь; подготовка  учащихся к олимпиадам по русскому языку.

2а,2б,3а,3б


 Учебный план МБОУ прогимназии № 133  на 2013-2014 уч.год

 (начальное общее образование)

1 класс 

 

Предметные области

Учебные

предметы

                    Классы

Всего

1.Филология

 

Русский  язык

5

5

5

15

Литературное чтение

4

4

4

12

Иностранный язык

 

 

 

 

2. Математика и информатика

Математика

4

4

4

12

3. Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

6

5.Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

-

-

-

-

4. Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

3

 

Музыка

1

1

1

3

5. Технология

Технология

1

1

1

3

6. Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

9

Предельно допустимая аудиторская учебная нагрузка (при 5-ти дневной учебной неделе)

20

20

20

60

Часть, формируемая участниками образовательного процесса  (при 6-ти дневной учебной неделе)

 

 

 

 

Предельно допустимая аудиторская учебная нагрузка (при 6-ти дневной учебной неделе)

21

21

21

63


 Учебный  план   МБОУ  прогимназии  № 133   на  2013 – 2014  учебный  год

(НАЧАЛЬНОЕ  ОБЩЕЕ  ОБРАЗОВАНИЕ)

2 классы

 

Предметные области

Учебные

предметы

                    Классы

Всего

1.Филология

 

Русский  язык

5/2

5/2

5

5/4

Литературное чтение

4

4

4

16

Иностранный язык

2/2

2/2

2

6/4

2. Математика и информатика

Математика

4

4

4

12

3. Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

6

5.Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

-

-

-

-

4. Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

3

 

Музыка

1

1

1

3

5. Технология

Технология

1

1

1

3

6. Физическая культура

Физическая культура

3

 

3

 

3

 

9

Предельно допустимая аудиторская учебная нагрузка (при 5-ти дневной учебной неделе)

23

23

23

669

Часть, формируемая участниками образовательного процесса  (при 6-ти дневной учебной неделе)

 

 

 

 

Информатика

1

1

1

3

Детская  риторика

1

1

1

3

Занимательный русский язык (индивидуально- групповые занятия)

1

1

1

3

Предельно допустимая аудиторская учебная нагрузка (при 6-ти дневной учебной неделе)

26

26

26

78

 

Учебный  план   МБОУ  прогимназии  № 133   на  2013 – 2014  учебный  год

(НАЧАЛЬНОЕ  ОБЩЕЕ  ОБРАЗОВАНИЕ)

3 классы

 

Предметные области

Учебные

предметы

                    Классы

Всего

1.Филология

 

Русский  язык

5/2

5/2

5/2

15/6

Литературное чтение

4

4

4

16

Иностранный язык

2/2

2/2

2/2

6/6

2. Математика и информатика

Математика

4

4

4

12

3. Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

6

5.Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

-

-

-

-

4. Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

3

 

Музыка

1

1

1

3

5. Технология

Технология

1

1

1

3

6. Физическая культура

Физическая культура

3

 

3

 

3

 

9

Предельно допустимая аудиторская учебная нагрузка (при 5-ти дневной учебной неделе)

23

23

23

669

Часть, формируемая участниками образовательного процесса  (при 6-ти дневной учебной неделе)

 

 

 

 

Детская риторика

1

1

1

3

Информатика и ИКТ

1

1

1

3

Занимательный русский язык (индивидуально- групповые занятия)

1

1

1

3

Предельно допустимая аудиторская учебная нагрузка (при 6-ти дневной учебной неделе)

26

26

26

78

 

 3.2 План внеурочной деятельности

   Внеурочная деятельность

            В целях обеспечения   индивидуальных потребностей обучающихся Основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность,  осуществляемая во второй половине дня, организуется по  направлениям развития личности – спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное – в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно–полезные практики. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию учебной деятельности на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. Объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования составляет до 1350 часов за 4 года обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей МБОУ прогимназии № 133.

Внеурочная деятельностьпредусматривает динамику развития форм в логике и содержательном наполнении её по годам обучения, учитывая усложнение видов и форм деятельности от первого к четвёртому классу, расширение социального опыта, учитывает изменяющиеся интересы детей. Для осуществления этой динамики ежегодно осуществляется:

1.                Анализ имеющихся условий (помещения, материально –технические условия, кадры)

2.                Знакомство педагогов  и родителей с требованиями к организации внеурочной деятельности (информационное совещание, заседание Совета Школы, родительское собрание, где проведено анкетирование родителей с целью выявления интересов  и потребностей детей

3.                Выбор направлений внеурочной деятельности (в соответствии с потребностями детей и родителей).

4.                Определение кадрового состава  для реализации внеурочной деятельности.

5.                Определение видов внеурочной деятельности и форм работы для достижения воспитательных результатов первого уровня.

6.                Методическая поддержка в написании рабочих программ внеурочной деятельности.

7.                Создание плана и  примерного расписания внеурочной деятельности.

 Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

Общеинтеллектуальное: («В мире математической мысли» - 2 ч/нед, «Я познаю мир» - 1 ч/нед);

Общекультурное («Декоративное творчество» - 2 ч/нед, «Английский язык» - 2 ч/нед, «Музыка» - 1 ч/нед )

Духовно-нравственное  («Философия для детей» - 2 ч/нед)

Социальное («Творчество и поиск» - 2 ч/нед)

 Перспективный план внеурочной деятельности основной образовательной программы начального общего образования МОУ прогимназии № 133  на 2011-2015 учебные годы («Модель площадок»)

Таблица 51-1

Направление

внеурочной деятельности

Реализуемая программа

Классы по годам реализации программы

Всего на класс

В нед.

В год (1кл/2,3,4кл)

За 4 года

Гр.1

(1а)

Гр.2

(1а)

Гр3.

(1б)

Гр.4

(1б)

Гр.1

(2а)

Гр.2

(2а)

Гр3.

(2б)

Гр4

(2б)

Гр.1

(3а)

Гр.2

(3а)

Гр3.

(3б)

Гр.4

(3б)

Гр.1

(4а)

Гр.2

(4а)

Гр3.

(4б)

Гр.4

(4б)

1класс

 

2класс

 

3 класс

 

4 класс

 

Общеинтеллектуальное

В мире математической мысли

33/34

135

 

Я познаю мир

1 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ч

33/34

135

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общекультурное

 

Декоративное творчество

33/34

135

 

Английский язык

4 ч

132/136

540

 

Музыка

 

 

33/34

135

 

Социальное

 

Творчество и поиск

 

 

 

 

 

 

 

 

33/34

135

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное

 

Философия для детей

4 ч

132/136

540

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спортивно-оздоровительное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

13 ч

13 ч

13 ч

13 ч

13 ч

13 ч

13 ч

13 ч

13ч

429/442

1755

 Текущий план внеурочной деятельности основной образовательной программы начального общего образования МОУ прогимназии № 133  на 2012-2013 учебные годы («Модель площадок»)

Таблица 51-2

 

Направление

внеурочной деятельности

 

Реализуемая программа

 

 

Классы по годам реализации программы

Гр.1 (1а)

Гр.2(1б)

Гр3.(1в)

Гр1 (2а)

Гр2 (2б)

Гр3. (2в)

Гр.1

(3а)

Гр.2

(3б)

Гр3.

(3в)

Гр.1

Гр.2

Гр3.

1класс

2класс

3 класс

4 класс

Общеинтеллектуальное

В мире математической мысли

1ч/1ч

1ч/1ч

1ч/1ч

1ч/1ч

1ч/1ч

1ч/1ч

1ч/1ч

1ч/1ч

 

 

 

 

Я познаю мир

1 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общекультурное

 

Декоративное творчество

1 ч

1 ч

 

 

 

 

 

 

 

Английский язык

2ч/2ч

2ч/2ч

2ч/2ч

2ч/2ч

2ч/2ч

 

2ч/2ч

2ч/2ч

 

 

 

 

 

Музыка

 

 

 

 

 

 

Социальное

 

Творчество и поиск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное

 

Философия для детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спортивно-оздоровительное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

9 ч

9 ч

10 ч

10 ч

6 ч

9 ч

9 ч

5 ч

 

 

 

 

 

 

 Целью организации любой формы внеурочной деятельности в прогимназии № 133 является предоставление учащимся возможности реализации в этой деятельности с возможностью продвижения от знакомства с социальным опытом к приобретению собственного социального опыта в рамках этой деятельности.

Эта цель, независимо от того, какое направление внеурочной деятельности мы оргАнизуем, достигается за счет решения трех основных задач, которые по смыслу тесно пересекаются с тремя типами обогащения программ в модели Дж. Рензулли:

Первая такая задача – выявление и развитие интереса к деятельности, организуемой педагогом на занятиях данного кружка. Средствами решения этой задачи могут выступать занимательность в форме проведения и содержании занятий кружка, использование мотивов соревнования и взаимопомощи, создание атмосферы доброжелательности и творчества и прочие приемы, вызывающие у учащегося желание присутствовать на занятиях кружка, хотя бы в роли пассивного зрителя или слушателя. Решение этой задачи приводит к достижению первого уровня результата внеурочной деятельности.

Когда первая задача выполнена, появляется возможность параллельно приступить к решению второй – обучению в сфере выявленного интереса, формированию навыков. Здесь наряду с занимательностью необходимо наличие в содержании образовательной программы кружка большого арсенала способов деятельности, методов решения проблем или задач, что позволяет учащимся выбрать для себя наиболее понятный, удобный и приемлемый в соответствии с особенностями своего мышления и своими способностями. Кроме того, педагог должен быть нацелен на поддержку учащегося, выступающего в роли прилежного исполнителя даже при невысокой результативности деятельности последнего. Решение этой задачи обеспечивает достижение второго уровня результата внеурочной деятельности..

          Третьей задачей является создание условий для самостоятельной познавательной и творческой деятельности в сфере избранного интереса.. Учащиеся, достигшие такого уровня отношения к деятельности, организуемой педагогом на занятиях кружка, имеют возможность реализовать свое стремление в подготовке к общешкольным мероприятиям и их проведении, при участии в различных конкурсах районной и городской социально – досуговой программы. Педагог должен быть готов уделить достаточно внимания ребенку, выступающему в роли «исследователя», «творца», «организатора своих побед», и конечно, уметь грамотно взаимодействовать с родителями такого ребенка. Решение третьей задачи обеспечивает достижение третьего уровня результата внеурочной деятельности. Исходя из ориентации на достигаемый результат и развитие уровня интереса ребенка к деятельности проектируются образовательные формы, используемые в программах педагогов.

 

Предполагаемые результаты  внеурочной  деятельности

Результаты первого уровня (приобретение младшими школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной  жизни человека; о принятиях в обществе  нормах отношения к природе, к памятникам истории, природы и культуры, к людям других поколений; о русских народных играх, о правилах конструктивной групповой  работы; об основах решения проектных задач, организации коллективной  творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения  научного  исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания  в природе; способы решения нестандартных задач.

Результаты второго  уровня ( формирование  позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной  реальности в целом): развитие ценностных отношений  школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего  уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): младший школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного  выступления по проблемным вопросам; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп; опыт волонтерской деятельности; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для  других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей; опыт работы в команде.

Мониторинг результатов внеурочной деятельности.

Первый  предмет диагностики – это личность самого  младшего  школьника. Основные  вопросы, на которые необходимо все время находить ответы: в каком направлении происходит развитие  личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе  воспитания?

Способы  диагностики: наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием младших школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно - деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Анализ письменных работ школьников: сочинений, эссе, статей в школьную газету  и т.д. Эти способы раскрывают качественную сторону личностного развития детей.

Второй  предмет диагностики – это детский коллектив как одно их важнейших условий развития личности  ученика. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки  личности, ее усреднения, за счет  других – развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.

Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива, а также  характер взаимоотношений школьников в детском коллективе. Для этого в данной ООП используются две методики:  А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив», «Социометрия».

Третий  предмет диагностики – это профессиональная  позиция педагога, еще одно важнейшее условие  развития личности ученика.

Позиция – это единство сознания  и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых  ценностей. В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога; какие профессиональные  ценности сформированы у педагогов. Не меньшее значение имеет и характер педагогической  позиции. Здесь в мониторинге  предлагается использовать  специально  разработанную  методику диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя.

Система условий реализации  ООП НОО МБОУ прогимназии № 133 г. Челябинска (далее - система условий) разработана на основе соответствующих требований  ФГОС НОО и обеспечивает достижение планируемых результатов  Основной образовательной программы.

Система условий учитывает организационную структуру образовательного учреждения, а также его взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия).

Система условий содержит:

• описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических;

 • обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствие с приоритетами Основной образовательной программы;

•механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

• контроль состояния системы условий.

Кадровое обеспечение Основной образовательной программы должно соответствовать социальному заказу системы педагогического образования. Соотнесение должностных обязанностей и уровня квалификации специалистов, предусмотренных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.10 № 761н, с имеющимся кадровым потенциалом образовательного учреждения, позволит определить состояние кадрового потенциала и наметить пути необходимой работы по его дальнейшему изменению. В связи с этим необходимо постоянно осуществлять соотнесение имеющегося состояния с требованиями по следующим показателям (табл. 52).

Таблица 52

Показатели соотнесения требований к кадровым условиям реализации ООП НОО с наличным состоянием 

Требование

Показатели

Форма представления результата соотнесения

Обосновываемые изменения

обеспеченность педагогическими, руководящими и иными работниками ОУ

укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками

Информационная справка

Доукомплектация ОУ

соответствие уровня квалификации педагогических и иных работников ОУ положениям Единого квалификационного перечня должностей руководителей, специалистов и служащих

уровень квалификации педагогических и иных работников ОУ

Информационная справка

Доукомплектация ОУ,

Повышение квалификации работников

 

 

 

 

 

непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения

Обеспеченность ОУ  работниками прошедшими соответствующие курсы повышения квалификации

Документы государственного образца о повышении квалификации работников, обеспечивающих введение ФГОС

Повышение квалификации работников

Наличие плана-графика поэтапного повышения квалификации работников ОУ, обеспечивающих введение ФГОС НОО

План график повышения квалификации работников ОУ, обеспечивающих  реализацию ФГОС НОО

Внесение изменений в план-график

Обеспечение

методического сопровождения реализации ФГОС НОО в ОУ

Наличие плана методической работы, обеспечивающей сопровождение реализации ФГОС НОО в ОУ

План методической работы, обеспечивающей сопровождение реализации ФГОС НОО в ОУ

Внесение изменений в план методической работы

 Таблица 53.

Состояние кадрового потенциала МБОУ прогимназии № 133 (на 20.06.2012 г.)

Должность

Должностные обязанности

Количество работников в ОУ (требуется/ имеется)

Уровень квалификации работников ОУ

Требования к уровню квалифика-ции

Фактичес-кий уровень квалифи-кации

директор

Осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. И др [1] .

1/1

Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

 

Высшее образование по направлению подготовки «Менеджмент в образовании» и стаж работы на педагогической должности 32 года и нак административной -  19 лет

Заместитель директора

Организует текущее и перспективное планирование деятельности образовательного учреждения. Координирует работу педагогических и иных работников, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения. Обеспечивает использование и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных. И др.

2/2

Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Высшее педагогическое образование, стаж работы в должности учителя начальных классов – 32 года, стаж работы в должности зам по УВР – 12 лет

учитель

Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

18/18

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

 

Высшее образование – у 15 (83%), среднее специальное – у 3(17%), высшая и 1 категория – у 16 (88%), вторая категория – у 1 (5%), без категории – 1 (5%)

Педагог-психолог

Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях.

1/ требуется

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.

 

требуется

Педагог дополнительного образования

Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.

5/5

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

 

Все 3 педагога – с высшим образованием и высшей категорией. Требуется – еще 2 педагога

 Таким образом, кадровое обеспечение образовательной программы строится на основе социального заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих  высоким уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования. Педагогические работники МБОУ прогимназии № 133  имеют базовое педагогическое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин (83% - высшее), систематически занимаются научно-методической деятельностью. 88% учителей начальных классов имеют высшую и Iквалификационную категорию по должности «учитель». Один учитель награжден значком «Отличник народного просвещения», четыре человека отмечены Почётной грамотой Министерства образования РФ. В педагогическом коллективе ОУ есть почти все необходимые специалисты(учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования). Необходима доукомплектация: требуется педагог-психолог.

Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного кадрового потенциала МБОУ прогимназии № 133 является обеспечение в соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом. При этом темпы модернизации подготовки и переподготовки педагогических кадров должны опережать темпы модернизации системы образования.

Формами повышения квалификации могут быть, кроме обучения на КПК, стажировки, участие в конференциях, обучающих семинарах и мастер-классах по отдельным направлениям реализации основной образовательной программы, дистанционное образование, участие в различных педагогических проектах, создание и публикация методических материалов.

 Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность работников образования к реализации Стандарта:

 обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

• принятие идеологии Стандарта общего образования;

• освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;

• овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач Стандарта.

Для достижения результатов основной образовательной программы в ходе её реализации предполагается оценка качества и результативности деятельности педагогических работников с целью коррекции их деятельности, а также определения стимулирующей части фонда оплаты труда.

Показатели и индикаторы могут быть разработаны образовательным учреждением на основе планируемых результатов  и в соответствии со спецификой основной образовательной программы образовательного учреждения. Они отражают динамику образовательных достижений обучающихся, в том числе формирования УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), а также активность и результативность их участия во внеурочной деятельности, образовательных, творческих и социальных, в том числе разновозрастных, проектах, школьном самоуправлении, волонтёрском движении. При оценке качества деятельности педагогических работников могут учитываться востребованность услуг учителя (в том числе внеурочных) учениками и родителями; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих; участие в методической и научной работе, распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства; работа учителя по формированию и сопровождению индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, руководству их проектной деятельностью; взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и др.

Таблица 54

Примерные критерии оценки результативности деятельности педагогических работников

Критерии оценки

Содержание критерия

Показатели/ индикаторы

Достижение обучающимися личностных результатов

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности

 Востребованность услуг учителя родителями и обучающимися

Достижение обучающимися метапредметных результатов

Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями

Результативность участия в интеллектуальных и творческих конкурсах и олимпиадах

Достижение обучающимися предметных результатов

Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира

Качество обученности по предметам, активность участия в предметных олимпиадах

Методическое сопровождение реализации ФГОС НОО обеспечивается за счет выполнения плана методической работы, предусматривающего оказание помощи педагогам в освоении системно-деятельностного подхода в условиях социального проектирования. Основные направления этой работы отражены в таблице 55.

 



[1] Приказ Mинздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""

 






ГлавнаяНовостиПрокурор разъясняетВакантные места для приема (перевода)Стипендии и иные меры социальной поддержкиIX городской открытый фестиваль технического творчестваМатериалы, представленные Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуацииГТОСведения об ООСтруктура и органы управления ООДокументыОбразованиеОбразовательные стандартыМат.-техническое обеспечение ООФинансово-хозяйственная деят-тьРуководство. Педсостав.Платные образовательные услугиВоспитательная работаРабота с родителямиОбеспеченность учебникамиПриём в 1 классПитание учащихсяАзбука дорожной безопасностиАкцииФотогалереяЛетоГостеваяТелефонный справочник ОУ г. Челябинска
Создание сайтов "Скульптор Софт Систем"