ПРОГИМНАЗИЯ  №133
Мы всегда Вам рады!
Главная   Контакты

Основы религиозных культур и светской этики


С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов начнут изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Комплексный  учебный курс для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики": информационно-методическое сопровождение апробации и внедрения в учебный процесс общеобразовательных школ. 

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009  и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р с 2012-13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях запланировано введение комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». 

Апробация курса в 21 субъекте РФ успешно завершена в 2011 году. Министерством образования и науки РФ подготовлены соответствующие документы:

* План мероприятий по введению с 2012-13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. N 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. N 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»
С 1 сентября 2012-13 учебного года курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объеме 34 часа (1 час в неделю) в течение всего учебного года. Предусмотрено увеличение количества учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования за счет регионального компонента, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования. 

В 2012-2013 учебном году четвёртые классы работают по стандарту общего образования от 2004 года, соответственно, изменения вносятся именно в эти документы, а не в ФГОС начального общего образования. 

Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами:

  • социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ;
  • к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;
  • в 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами.

Увеличение количества часов для повышения квалификации учителей по данному курсу предполагается за счет использования ресурсов стажировочных площадок, организованных в субъектах Российской Федерации - участниках апробации курса ОРКСЭ, а также применения апробированной в течение 2-х лет модели подготовки тьюторов. Модель подготовки педагогов по курсу ОРКСЭ предполагает трехуровневое обучение и состоит из следующих ступеней: обучение тьюторов в объеме 72 часов в Москве на базе подведомственных Минобрнауки России институтов повышения квалификации и дополнительного образования, вторая ступень предусматривает прохождение повышения квалификации на базе региональных институтов повышения квалификации (не менее 72 часов), третья ступень представляет собой практическое закрепление материала на базе образовательных учреждений - стажировочных площадках в регионах - участниках апробации (не менее 24 часов). Таким образом, совокупный объем часов, планируемый на повышение квалификации преподавателей курса ОРКСЭ, составит более 100 часов лекционной и практической работы в отличие от обычного формата курсов повышения квалификации с объемом не более 72 часов.

Вопрос расширения курса ОРКСЭ и обязательного преподавания его на всех ступенях школьного образования Минобрнауки России полагает целесообразным тщательно проработать после подведения итогов введения апробированного курса ОРКСЭ во всех регионах Российской Федерации после окончания 2012/13 учебного года. Кроме того, в настоящее время образовательные учреждения имеют право самостоятельно вводить в образовательную программу востребованные обучающимися и их родителями курсы в рамках регионального и школьного компонентов.     

 

Нормативные материалы
Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 года №84-р

Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для образовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"


Приказ N 69
от 31.01.2012

О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089

Приказ N 74
от 01.02.2012

О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312

  1.  


 Информация по внедрению ОРКСЭ

вМБОУ "Прогимназия № 133  г. Челябинска"  в  2016 – 2017 учебном году 

1. Количество обучающихся, выбравших различные модули комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Всего уч-ся 3-х классов

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Основы православной культуры

Основы иудейской культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

60

 

60

0

0

0

0

1

 

2. Представители каких религиозных конфессий  участвовали в проведении родительских собраний в параллели 3-х классов:

 - Православная церковь.

 

 

 
Информация об обеспеченности МБОУ "Прогимназия № 133  г. Челябинска"  учебниками
 для реализации комплексного курса ОРКСЭ  в 2016 – 2017 учебном году 

п/п

Количественные показатели

 

 

 

Наименование пособия

Численность обучающихся четвёртых классов на 01.09.2012

Количество учебников в общеобразовательном учреждении (шт.)

Имеющихся в наличии

Потребность в учебниках

 

Общее количествоà

 

 

 

Основы мировых религиозных культур

 

 

 

1

Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – 4-5 класс. – М.: Дрофа

Х

0

 

2

Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – 4-5 класс. – М. : Просвещение

Х

0

 

3

Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Поляков А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. – 4 класс. – М. : Вентана-граф

Х

0

 

4

Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России.-4 класс. – М.: Ассоциация XXI

Х

0

 

5

Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. – 4 класс. – М.: Мнемозина

Х

0

 

6

Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. – 4 класс. – М.: Издательский дом «Федоров»

Х

0

 

7

Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. – 4 класс.- М.: Астрель

Х

0

 

8

Сахаров А. Н., Кочегаров К. А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России / Под ред. Сахарова А. Н. – 4 класс. – М. : Русское слово

Х

1

118

Итого

 

1

118

Основы светской этики

 

 

 

1

Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. – 4 класс. – М. : Баласс

Х

2

 

2

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – 4-5 класс. – М. : Просвещение

Х

0

 

3

Студеникин М. Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – 4 класс. – М. : Русское слово

Х

7

 

4

Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики – М.: Дрофа

Х

0

 

Итого

 

9

0

Основы православной культуры

 

 

 

1

Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. – 4-5 класс. – М.: Дрофа

Х

0

 

2

Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. – 4-5 класс. – М.: Просвещение

Х

0

10

Итого

 

0

10

Основы иудейской культуры

 

 

 

1

Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры – 4-5 класс. – М.: Дрофа

Х

0

 

2

Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры. – 4-5 класс. – М.: Просвещение

Х

0

 

Итого

 

0

0

Основы исламской культуры

 

 

 

1

Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры– 4-5 класс. – М.: Дрофа

Х

0

 

2

Латышина Д. И. Основы духовно-нравственной культуры 6народов России. Основы исламской культуры. – 4-5 класс. – М. : Просвещение

Х

0

2

Итого

 

0

2

Основы буддийской культуры

 

 

 

1

Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры– 4-5 класс. – М.: Дрофа

Х

0

 

2

Чимитдоржиев В.Л, Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. – 4-5 класс. – М.: Просвещение

Х

0

2

Итого

 

0

2

ИТОГО

 

 

10

132

                     

                     Информация о повышении квалификации учителей МБОУ прогимназии № 133, 

                               реализующих  с 01.09.2016г. комплексный курс  ОРКСЭ

№ п/п

Специальность учителя

Количество общеобразова-тельных учреждений

Общее количество учителей

Общее количество учителей, прошедших повышение квалификации по курсу ОРКСЭ

Общее количество учителей, которым требуется повышение квалификации по курсу ОРКСЭ

Доля учителей, не прошедших повышение квалификации по курсу ОРКСЭ

 

Всего

 

 

 

 

 

 

В том числе по специальности:

1

учитель начальных классов

 2

 2

 2

 2

0

2

учитель истории и обществознания

 0

 0

 0

 0

0

3

учитель русского языка и литературы

 0

 0

 0

 0

0

4

учитель МХК

 0

 0

 0

 0

0

ИТОГО

2

2

2

2

0


  Сведения  о  материально – техническом оснащении кабинета для  ведения  курса ОРКСЭ     в  2016 – 2017 учебном  году

Наименование  курса

Кабинет

Класс

ФИО учителя

УМК курса  ( учебно – методические  материалы)

1

ОРКСЭ

306, 307

4-б,в

Веселовская Е.Е.

Музыкальный центр,  ноутбук,  мультимедийная  установка, интерактивная доска

ГлавнаяНовостиПрокурор разъясняетВакантные места для приема (перевода)Стипендии и иные меры социальной поддержкиIX городской открытый фестиваль технического творчестваМатериалы, представленные Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуацииГТОСведения об ООСтруктура и органы управления ООДокументыОбразованиеОбразовательные стандартыМат.-техническое обеспечение ООФинансово-хозяйственная деят-тьРуководство. Педсостав.Платные образовательные услугиВоспитательная работаРабота с родителямиОбеспеченность учебникамиПриём в 1 классПитание учащихсяАзбука дорожной безопасностиАкцииФотогалереяЛетоГостеваяТелефонный справочник ОУ г. Челябинска
Создание сайтов "Скульптор Софт Систем"